Главная    Аппарат уполномоченного по правам ребёнка в Тамбовской областиСегодня: 19.03.2024, вторник
 
Календарь новостей
ПНВТСРЧТПТСБВС
       
       
       
       
       
       
  Контакты

Адрес: 392000 г.Тамбов
ул. Советская, д.106 «А», оф. 206

e-mail: upr.tamoznik@mail.ru

тел. (4752) 72-65-44

факс (4752) 79-14-77

Детский телефон доверия
8-800-2000-122
 

Сведения о местах нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации (наименование, режим работы)

 
  Аппарат уполномоченного по правам ребёнка в Тамбовской области
Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области

Емельянов Юрий Степанович - руководитель аппарата Уполномоченного

Володина Марина Михайловна – советник Уполномоченного

Болдырева Ольга Ивановна  - главный консультант аппарата Уполномоченного

Зверева Наталия Николаевна -  главный консультант  аппарата Уполномоченного

Цветков Андрей Юрьевич - главный консультант  аппарата Уполномоченного

Чернышева Елена Юрьевна – главный консультант аппарата Уполномоченного

Шепелева Алла Александровна – главный консультант аппарата Уполномоченного

Становление и развитие института детского омбудсмена

В ряде стран омбудсменом является специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод. В отличие от других структур, он осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности и справедливости. Такие должностные лица имеют разные названия. Например, в скандинавских странах (Норвегия, Дания, Швеция) - "омбудсмен"; "народный защитник" - в Испании и Колумбии; "посредник" - во Франции; "адвокат" - в Румынии.

Любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить, а в случае отказа может обратиться в органы правосудия.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Позднее, в XVI веке, данный институт выполнял контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам. Решающую роль в изменении статуса и компетенции омбудсмена в Швеции сыграл разгром шведов под Полтавой русской армией под предводительством Петра I. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок и для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Основными принципами его деятельности были провозглашены: верховенство закона, независимость от властей, ответственность государственных служащих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до судебного преследования. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия.

После смерти Карла XII в 1718 году в Швеции наступило парламентское правление; на протяжении определенного периода времени Канцлера юстиции назначал парламент. Затем вновь наступила эпоха сильных королей, назначавших Канцлера юстиции. И лишь после войны с Россией, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, а король потерял трон, была принята Конституция, установившая баланс власти короля и парламента.

В результате в 1809 году в соответствии с Конституцией Швеции введен институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а омбудсмен - интересы простых людей от нарушений закона чиновниками. Он осуществлял надзор за судами и административными органами, был наделен широкими прокурорскими полномочиями - обладал компетенцией возбуждения судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. Потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации началось с принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ в 1991 г. Следующим шагом по введению должности стали статьи 45 (государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ) и ст. 103 Конституции РФ (наделяющая парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека).

В 1997 году принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который определил правовой статус российского омбудсмена.

Принятие 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка подтолкнуло многие государства мира к необходимости создания детских омбудсменов на национальном, региональном и местном уровнях.

В 1998 году при поддержке представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в России и Министерства социальной защиты Российской Федерации в пяти российских регионах (Калужской, Волгоградской, Новгородской областях, в городах Санкт-Петербург и Екатеринбург)были учреждены уполномоченные по правам ребенка. Далее их примеру последовали новые субъекты, а 29 марта 2005 года между детскими омбудсменами было подписано соглашение о сотрудничестве и создании Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, которую возглавил Уполномоченный по правам ребенка в Москве (Алексей Головань). Уже позднее, Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября2009 года № 986, в Российской Федерации введена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.

В Тамбовской области основанием создания института детского правозащитника явилось принятие Закона области № 609-З от 31.12.2009г. «Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области».

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченный не подменяет, а дополняет существующие органы государственной власти в сфере защиты прав детей.

Необходимо отметить, что деятельность Уполномоченного связана прежде всего с осуществлением контрольно-надзорных функций: рассмотрение жалоб, заявлений, обращений граждан; проведение плановых и внеплановых (по оперативным сигналам) проверок учреждений.

Так, за семь лет функционирования государственного органа проводились проверки: соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников детских садов, интернатов, учреждений социальной защиты населения и здравоохранения; школьных и дошкольных образовательных учреждений; летних оздоровительных лагерей; соблюдения правил безопасной перевозки детей "Школьным автобусом"; соблюдения норм трудового законодательства при временном трудоустройстве несовершеннолетних во время каникул; соблюдения прав семей, имеющих детей-инвалидов на предусмотренные меры поддержки; органов опеки и попечительства городов и районов по сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по контролю за выполнением опекунских обязанностей опекунами, приемными родителями и патронатными воспитателями; органов и учреждений системы профилактики по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми; состояния работы учреждений здравоохранения по качеству оказываемых услуг детскому населению, по профилактике ранних беременностей и абортов несовершеннолетних и др.

По всем выявляемым в ходе таких проверок нарушениям направляются акты реагирования - "заключение об устранении выявленных нарушений". Реакция должностных лиц на такой акт реагирования как правило одна - в случае возможности - устранить нарушение (наказать виновных лиц) и не допускать нарушения в последующем.

На постоянном контроле находятся наиболее острые и наболевшие вопросы, связанные с совершением суицидов среди несовершеннолетних. Мониторинг суицидальной ситуации среди несовершеннолетних осуществляется ежегодно. Благодаря взаимодействию со Следственным Управлением Следственного Комитета России, УМВД России по Тамбовской области, Прокуратурой области, мы добились устранения нарушений действующего законодательства по учету и регистрации фактов суицидальных попыток несовершеннолетних, принятии процессуальных решений по данным фактам; также устранены трудности межведомственного взаимодействия по данному направлению деятельности, имевшие место ранее.

Помимо этого регулярно инициируется проведение совместных с областной КДНиЗП, УМВД России по Тамбовской области, управлением образования и науки области, здравоохранения области межведомственных проверок по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях, где допускаются факты совершения детьми суицидальных действий.

Институт Уполномоченного, являясь структурой, призванной обеспечить контроль за системой органов, уполномоченных государством на защиту прав ребенка, призван стать эффективным механизмом, предоставляющим несовершеннолетнему самому защитить свои права.

С этой целью сформирован и действует с 2014 года Детский Общественный Совет, на заседаниях которого обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся прав и законных интересов детей и их защиты, проводятся опросы, анкетирование, осуществляются практические действия для разрешения проблем несовершеннолетних в различных областях и сферах применения права.

Так, по инициативе Совета в области в 2015-2016 годах проводилась акция «Города и населенные пункты, доброжелательные к детям», цель которой - изучение объектов социальной инфраструктуры городов и поселков области и её совершенствование в интересах детей.

Результатом такой акции стало принятие действенных мер органами местного самоуправления (исходя из реальных экономических условий) по созданию комфортной и безопасной для детей среды жизни.

Достаточно активно суды привлекают Уполномоченного по правам ребенка к участию в делах по искам о лишении, ограничении в родительских правах, определении места жительства и порядка общения с детьми, выселении в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Так, за семь лет работы сотрудники аппарата приняли участие в более 190 судебных заседаниях. По каждому делу готовится мотивированное и обоснованное заключение, отвечающее наилучшим образом интересам детей. Как правило суд соглашается с нашей позицией при вынесении решения.

В целом же институт Уполномоченного по правам ребенка в области, можно оценить как состоявшийся эффективный механизм защиты прав детей, дополняющий уже существующие органы власти. За время деятельности на региональном уровне предприняты значительные меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе увеличены материальные меры поддержки замещающих семей такие как: ежемесячные выплаты денежных средств на содержание ребенка увеличилось на 13%; размер ежемесячных денежных средств на осуществление расходов по текущему ремонту жилья, приобретению мебели, оплате коммунальных и прочих услуг увеличился на 23%.

В более чем 3 раза увеличилось число лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями ( в 2009 году обеспечен 81 чел. в 2016 - 257 чел.).

 Кроме того имеется положительная динамика выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшхся без попечения родителей: так их общее число по сравнению с 2009 годом сократилось на 19%; на 316% уменьшилось количество граждан лишенных родительских прав и соответственно на 307% число детей, лишившихся родительского попечения; на 354% снизилось число детей отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью; на 42% увеличилось число детей переданных в приемные и патронатные семьи; на 87% увеличилось число граждан состоящих на учете в качестве желающих принять ребенка на воспитание в семью; на 125% сократилось число детей, находящихся в интернатных учреждениях, соответственно на 28% сократилось количество организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1