В соответствии с планом работы аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области, проведена проверка деятельности «Службы раннего выявления детей и семей, нуждающихся в социально- медико- психолого-педагогической помощи» ТОГБОУ «Центр психолого- медико- социального сопровождения» (далее «Служба»).
В ходе проверки установлено, что работа «Службы» выстраивается в соответствии с Постановлением администрации города Тамбова от 25.08.2008 г. №6302 «Об обеспечении апробирования новых технологий по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми в городе Тамбове» и Моделью профилактики социального сиротства и предотвращения жестокого обращения с детьми разработанной в рамках реализации новых технологий ( далее «методические рекомендации»).
В соответствии с п.2.ч.2 ст.12 Федерального закона от 24.06.1999№120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Уставом учреждения, ТОГБОУ «Центр психолого- медико-социального сопровождения» выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, оказывает им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации.
Так, деятельностью службы раннего выявления охвачены в 2011 году 129 семей, из них было вновь выявлены 34 семьи (50 детей), закрыты 55 семей (66 детей), в том числе с положительным эффектом 46 семей (56 детей); и с отрицательным эффектом - 9 семей (10 детей). Основная задача данной технологии - сохранить ребенка в кровной семью.
Вместе с тем, проверкой, выявлены отдельные нарушения «Положения о службе раннего выявления детей и семей, нуждающихся в социально- медико- психолого- педагогической помощи».
Так например, в соответствии с пунктом 2.5 на службу возлагается функция содействия в направлении детей в соответствующие учреждения для дальнейшей работы с ними». Из 22 проверенных семей 12 нуждались в помощи психолога (педагога, дефектолога, логопеда) при этом по окончании периода сопровождения 4 семьи так и не получили необходимую помощь со стороны специалистов Центра.
Кроме того, в 18 из 22 проверенных семей один или оба родителя нуждались в трудоустройстве. По окончании периода сопровождения трудоустроено 9 родителей.
В соответствии с пунктом 2.5 «Положения о Службе» в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, регламентирована реализация промежуточных целей, выражающаяся в содействии: в оформлении документов; в оказании материальной помощи; в получении льгот и выплат, предусмотренных действующим законодательством; в предоставлении детям услуг по оздоровлению и отдыху.
Как показала проверка, в личных делах отдельных семей отсутствует информация, характеризующая источники проблемы в семьях, предоставленные образовательными, лечебными учреждениями, органами внутренних дел и социальной защиты населения, а также данные психодиагностичеких исследований. Отсутствие необходимой информации не позволяет грамотно и всесторонне оценить причины семейной проблемы и спланировать действия, которые необходимы для достижения желаемого результата при работе с семьей.
Все вышеперечисленные функции должны осуществляться в тесной взаимосвязи с комитетом социальной защиты населения г. Тамбова и учреждениями социального обслуживания.
Анализ показал, что основанием для открытия случая является пренебрежение нуждами ребенка в связи с тяжелым материальным положением семьи. Между тем, в личных делах таких семей отсутствует акт обследования жилищно- бытовых условий. Именно этот документ является основанием для получения всех видов адресной социальной помощи, этот факт свидетельствует и об отсутствии взаимодействия между ведомствами.
По результатам проверки Уполномоченным по правам ребенка в Тамбовской области в целях устранения выявленных нарушений, в адрес начальника Управления образования и науки, директора Центра направлены заключения об устранении выявленных нарушений.