Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области по поручению Уполномоченного в отделе образования администрации Тамбовского района проведена проверка по осуществлению контроля за выполнением возложенных на приемных родителей и патронатных воспитателей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.
Установлено, что специалистами отдела образования осуществляется контроль в отношении 11 приемных семей, в которых под опекой воспитываются 18 детей, и 1 патронатной семьи, воспитывающей 1 ребенка. Все дети переданы в приемные и патронатные семьи на основании решений, принятых органом опеки и попечительства и заключенных на их основе возмездных договоров.
Проверка показала, что специалистами отдела образования проводится работа по обеспечению контроля за выполнением возложенных на приемных родителей и патронатных воспитателей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Вместе с тем, в их деятельности выявлены отдельные недостатки и упущения, влияющие на состояние прав и законных интересов подопечных детей, которые требуют немедленного устранения и недопущения впредь.
В соответствии с п.п.3,4 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г №423 (далее Правил), плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
Однако, вопреки установленным Правилами требованиям, приемная семья подопечной Р. 1997 г.р., специалистами отдела образования в течение первого года после принятия решения о назначении опекуна была посещена с целью контроля только 3 раза, а условия жизни подопечного М, 2007 г.р., в аналогичный временной период были проверены только 4 раза.
П. 5 Правил установлено, что при проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно- бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития несовершеннолетнего.
Вместе с тем, изучение имеющихся в личных делах подопечных актов, составленных специалистами отдела образования по результатам посещения подопечных, показало, что информация о внешнем виде подопечных, их эмоциональное состояние и физическое развитие, сведения о наличии одежды и обуви, соответствующих сезону, информация по соблюдению гигиены подопечных, формирование у них навыков самообслуживания либо отсутствует, либо изложена крайне скупо.
Указанное обстоятельство свидетельствует о формальном отношении специалистов отдела к исполнению своих служебных обязанностей и не позволяет в полной мере оценить обеспечение прав и и законных интересов подопечных со стороны приемных родителей и патронатных воспитателей.
В соответствии с п.8 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г №423, орган опеки и попечительства обязан ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с медицинским заключением о состоянии здоровья будущего подопечного.
Во исполнение вышеуказанных требований все приемные родители ознакомлены с медицинским заключением, рекомендациями врачебной комиссии по лечению и мерам медицинской профилактики в отношении принимаемого на воспитание подопечного, что отражено в заключенных договорах.
При выполнении контрольных функций, специалисты отдела образования оценивали состояние здоровья опекаемых и выполнение рекомендаций медицинских комиссий со слов приемных родителей и патронатных воспитателей, не располагая, при этом, какой-либо объективной информацией.
Проведенное в рамках проверки изучение амбулаторных медицинских карт детей, переданных под опеку в приемные и патронатные семьи, показало, что рекомендации по наблюдению у врача-кардиолога в отношении опекаемых К., Г., М., и В, наблюдения врача-невролога и занятия с психологом, логопедом, дефектологом подопечного М., наблюдение и лечение у врача-ортопеда несовершеннолетней В. приемными родителями не исполнялись.
Систематическое невыполнение приемными родителями рекомендаций по лечению, обследованию и коррекции отставания в развитии принятых на воспитание приемных детей, рекомендованных экспертной медицинской комиссией, свидетельствует о бездеятельности со стороны уполномоченного органа, повлекшее нарушение законодательно установленных прав детей на охрану здоровья.
В ходе проведения проверки по месту жительства была посещена семья подопечного И. 24.12.2007 г.р. При изучении условий проживания опекаемого Александра, было установлено: ребенок не проходил диспансеризацию и не посещал дошкольное образовательное учреждение в течение 2,5 лет проживания в приемной семье. Место для игр и занятий в детской комнате организовано ненадлежаще, не приобретена мебель, соответствующая возрастным и физиометрическим параметрам подопечного.
При этом, данная приемная семья проверялась специалистами отдела образования в установленные законом сроки в период с 07.04.2009 г. по 20.11.2012 г., в актах проверки организации жизненного пространства подопечного давалась высокая оценка и никаких замечаний по воспитанию, содержанию и обучению данного приемного ребенка в адрес приемных родителей за весь период наблюдения семьи сделано не было.
Принимая во внимание, что выявленные недостатки и упущения в деятельности отдела образования по осуществлению контроля за выполнением возложенных на приемных родителей и патронатных воспитателей обязанностей по содержанию, воспитанию, выполнению медицинских рекомендаций по обследованию и лечению, коррекции отставания в развитии несовершеннолетних, влекут нарушение прав и законных интересов детей, воспитывающихся в приемных семьях, руководствуясь п.п.7, п.2 ст. 9 Закона Тамбовской области от 31 декабря 2009 г. № 609-З « Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области», в адрес главы администрации района направлено заключение о немедленном устранению выявленных нарушений и решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.