В настоящее время вопросу устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи уделяется огромное внимание.
Одной из главных задач Стратегии действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 — 2017, утвержденной Постановлением администрации Тамбовской области от 27.11.2012 N 1471 является обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи необходимо улучшение качества подготовки граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также проведение просветительской и пропагандистской деятельности среди населения по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения.
На это нацелена и комплексная программа Тамбовской области "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы", утвержденная Постановлением администрации Тамбовской области от 23.04.2010 N 470, задачи которой также максимально возможное семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, непосредственно после выявления таких детей, а также привлечения к процессу граждан, согласных принять детей на воспитание, но не предпринимающих для этого активных действий.
Законом Тамбовской области от 10.05.2011 N 2-З "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области" на органы опеки и попечительства возложена обязанность по осуществлению подбора, учета и подготовки граждан, изъявивших желание и способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством формах.
В этой связи аппаратом Уполномоченного по правам ребенка проведена проверка состояния работы органов опеки и попечительства г. Котовска по вопросу семейного устройства детей, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения в их работе. Такие как: нарушение сроков передачи анкеты ребенка, оставшегося без родительского попечения, предусмотренного Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, региональному оператору банка данных тем самым лишив его возможности устройства в замещающую семью, и как следствие, нарушение права жить и воспитываться в семье, предусмотренного Семейным кодексом РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка в РФ. Кроме того выявлены нарушения «Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей» в части соблюдения сроков обследования условий жизни несовершеннолетних переданных под опеку.
Органом опеки и попечительства не используется такая мера - как публикация в СМИ информации о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, а также не эффективна работа по привлечению граждан — потенциальных кандидатов в замещающие родители (на момент проверки, в органе опеки и попечительства состоит на учете лишь 4 кандидата (3 семьи) в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Тогда как в детских домах и интернатных учреждениях области находятся около 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могли быть устроены на семейные формы воспитания).
Выявлены нарушения и в правильности оформления локального акта органа местного самоуправления при немедленном отобрании детей у родителей в связи с угрозой их жизни и здоровью.
Таким образом, можно оценить работу органов опеки и попечительства по привлечению граждан, желающих принять на воспитание детей в семью - не эффективной и не достигающей необходимого результата.
По результатам проверки в адрес главы администрации города направлено соответствующее заключение об устранении выявленных нарушений.