КРОВНАЯ СЕМЬЯ - КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА
Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области проведена проверка состояния работы ТОГБОУ «Детский дом им. А.В. Луначарского» и ТОГБОУ «Татановский детский дом» по реабилитации и восстановлении в родительских правах родителей воспитанников, поиска родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в кровные семьи, а также работы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению выпускников интернатных учреждений специалистами Центров постинтернатного сопровождения.
Ключевыми задачами Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации являются помимо всего прочего: организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи; создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Вместе с тем, как показала проверка, организациями для детей-сирот должным образом работа по указанному направлению не ведется. В 2012 году в детских домах и интернатных учреждениях области воспитывался 641 ребенок, из которых лишь 6 детей были возвращены в кровные семьи, в 2013 году из 491 воспитанника возвращены в семьи – 8 детей.
Основной причиной низкого процента возвращения детей к родителям является отсутствие разработанных методических рекомендаций и четкого алгоритма действий по реабилитации родителей, лишенных родительских прав.
При изучении личных дел воспитанников, выявлены отдельные факты отсутствия работы по поиску близких родственников (братьев, сестер) и установлению с ними связей.
Так, например, в личном деле несовершеннолетнего И., 2004 г.р. имеется информация о совершеннолетнем брате П., но мер по его поиску и установления связей детским домом не предпринималось.
Помимо этого, имеется случай разлучения кровных братьев и сестер в два равнозначных детских дома, что противоречит интересам детей на поддержание родственных связей между собой.
Что касается работы Центров постинтернатного сопровождения выпускников (далее- Центры), то их необходимость также обозначена в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Письмом Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. N 06-369 разработаны «Рекомендации по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Деятельность центров (служб) постинтернатной адаптации должна быть регламентирована нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Однако до настоящего времени вышеуказанные нормативно-правовые акты в области не разработаны.
Направлениями деятельности Центров являются:
- оказание социальной, психологической, педагогической, правовой, консультативной и иной помощи обслуживаемым лицам в преодолении трудной жизненной ситуации;
-предоставление временного или на разовой основе проживания обслуживаемым лицам;
-разработка и реализация индивидуальных программ социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот,
направленных на преодоление трудной жизненной ситуации;
-участие в работе по профессиональной ориентации и устройстве на работу выпускников организаций для детей-сирот совместно с органами службы занятости;
-оказание содействия в обеспечении защиты прав и законных интересов
выпускников организаций для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов и организаций (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и координация их деятельности в этом направлении.
Анализ проведенной помощи по социально-правовому направлению показал, что для выпускников наиболее востребованными вопросами являются оформление личных документов и документов на жилье.
Вместе с тем, многие из них просто не знают, куда им обращаться за защитой своих прав. Так, к Уполномоченному по правам ребенка обратились брат и сестра М, выпускники одного из детских домов. За детьми в 1996 году закреплялось жилое помещение, которое впоследствии было продано и приобретена квартира в общую долевую собственность (по 1/3 доли) Детский дом выступал законным представителем несовершеннолетних как сторона покупателя. После выпуска из детского дома М. столкнулись с проблемой того, что мать их не пускает проживать в квартиру, а подобрать вариант обмена для бывших выпускников оказалось невозможным из-за отсутствия знаний о своих правах и денежных средств на оплату услуг юриста. На момент обращения к Уполномоченному брату исполнилось 23 года. Таким образом защищать свои жилищные права (включение в Список для обеспечения жилыми помещениями) он вынужден будет в судебном порядке. Тогда как именно в данной ситуации Центр должен был оказать необходимую бесплатную помощь в решении жилищного вопроса.
По итогам проверки в адрес Управления образования и науки области направлено заключение о необходимости разработки: методических рекомендаций, либо алгоритма действий учреждений для детей-сирот во взаимодействии с органами системы профилактики по реабилитации и восстановлении в родительских правах родителей воспитанников, поиска родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в кровные семьи; проекта Закона области «О постинтернатном сопровождении выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбовской области».