Главная    Новости    Полная новостьСегодня: 27.04.2024, суббота
 
Календарь новостей
ПНВТСРЧТПТСБВС
       
       
       
       
       
       
  Контакты

Адрес: 392000 г.Тамбов
ул. Советская, д.106 «А», оф. 206

e-mail: upr.tamoznik@mail.ru

тел. (4752) 72-65-44

факс (4752) 79-14-77

Детский телефон доверия
8-800-2000-122
 

Сведения о местах нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации (наименование, режим работы)

 
  Новости
28.10.2010
Анализ реализации права детей на образование в детских интернатных учреждениях для умственно отсталых детей в Тамбовской области

По поручению Павла Астахова проведен анализ реализации права детей на образование в детских интернатных учреждениях для умственно отсталых детей в Тамбовской области. На территории Тамбовской области находится «Сампурский дом-интернат для умственно отсталых детей» и две специальные (коррекционные) школы-интернаты для умственно отсталых детей: «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат» и «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Котовска».

В областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Сампурский дом-интернат для умственно отсталых детей»   принимаются дети – инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социально-трудовой реабилитации, обучении и воспитании. Для зачисления в данное учреждение обязательно прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии непосредственно определяющей программу обучения), проведение которой возложено на ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Однако, данная комиссия выдает рекомендации только детям инвалидам, имеющим глубокую умственную отсталость, не обучаемых и требующих постоянного обслуживания и ухода.

«Сампурский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее дом-интернат) относится к подведомственности Управления труда и социального развития Тамбовской области. В соответствии с п.1.3 Устава данного дома-интерната, основным профилем деятельности Учреждения является обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями. Образовательный процесс Уставом дома-интерната не предусмотрен. Лицензия на проведение образовательной деятельности отсутствует.

Однако, в соответствии с п. 1.7 Административного регламента (утв. постановлением администрации Тамбовской области от 3 апреля 2007 г. №346) стационарное учреждение (в соответствии с ГОСТ Р 52498-2005) - это учреждение (отделение комплексного центра социального обслуживания населения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении), путем предоставления социальных услуг всем гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

Этого требует и статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Следует отметить, что на протяжении последних лет наблюдается уменьшение численности детей-инвалидов, находящихся на содержании в данном доме-интернате (1998 г. - 158 чел., 2002 г. - 137 чел., 2008 г.- 85 чел., 2010 г. - 90 чел.).

В ходе ежегодной диспансеризации проводится осмотр детей, уточняются, корректируются диагнозы детей, даются рекомендации по организации социальной реабилитации и, в случае необходимости — по переводу детей в другие учреждения. За последние два года при проведении повторного освидетельствования выявлен один несовершеннолетний подлежащий обучению. Подлежащий обучению несовершеннолетний (Гаврилов В.В.) переведен в образовательное учреждение VIII вида, т. к. по разъяснению Управления труда и социального развития Тамбовской области предоставление учебно-образовательных услуг в доме-интернате не
целесообразно.

Из Сампурского детского-дома с диагнозом «умственная отсталость» в 2000 году переведена в ТОГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Котовска» Бажанова Е.И. 1987 г.р. после одного года обучения ее направили на освидетельствование. В ходе повторного освидетельствования Бажановой Е.И. рекомендовано обучение по VII виду с получением аттестата об образовании. После окончания    данной  школы-интерната она продолжила свое обучение в ПУ №14 г. Тамбова.  

В доме-интернате фактически с 75 детьми-инвалидами реализуется программа социальной реабилитации и адаптации.

Проверкой установлено, что на территории Сампурского дома-интерната расположен старый разрушенный корпус, который представляет опасность для жизни и здоровья детей. В штате отсутствует медицинский работник - сестра по диетическому питанию, следовательно, нормативы по питанию детей не всегда соблюдаются.

На территории Тамбовской области функционируют специальные-коррекционные школы-интернаты, находящиеся в ведомстве Управления образования Тамбовской области, в которых реализуется право умственно отсталых детей на образование. Так в ТОГОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате г.Котовска» осуществляться обучение детей с нарушениями интеллекта и задержкой в психическом развитии. В данной школе-интернате обучается 150 детей, созданы 13 классов-комплектов и 11 групп. Котовская школа-интернат работает по 2 учебным планам для специальных классов VII вида (для детей с задержкой психического развития) и VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Образовательный процесс реализуется в надлежащей форме, в соответствии с адаптированными учебными программами для общеобразовательных школ, допущенными Министерством образования РФ. В ТОГОУ «Горельской специальной (коррекционная) школе-интернате» из 124 воспитанников, 63  являются инвалидами. Основным профилем деятельности школы-интерната является обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта, обеспечение адекватного возможностям этой категории обучающихся уровня образования и первоначальной профессиональной  подготовки. Горельская школа-интернат работает по учебному плану, составленому на основе  1 варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ведущая роль отводится трудовому обучению, которое ведется по следующим направлениям: сельскохозяйственный труд, швейное дело, слесарное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала. Образовательный процесс реализуется в надлежащей форме, в соответствии с адаптированными учебными программами для общеобразовательных школ, допущенными Министерством образования РФ.

В ходе проверки Горельской школы-интерната нарушений в образовательном процессе не выявлено, однако, администрацией не соблюдаются требования к организации питания воспитанников в части выполнения норм продуктов питания на одного воспитанника, отмечается недорасход по следующим продуктам питания: творог, овощи, мясо птицы.

Направление детей-инвалидов, имеющих отклонение в психическом развитии, в дом-интернат выдается при наличии рекомендаций областной медико-психолого-педагогической комиссии. Однако, данная комиссия выдает рекомендации только детям инвалидам, имеющим глубокую умственную отсталость, не обучаемых и требующих постоянного обслуживания и ухода.

Итоги проверки позволяют в целом, сделать выводы о достойном уровне оказания коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам. Хотя дети-инвалиды не получают свидетельства об образовании, так как все воспитанники имеют выраженную умеренную или тяжелую степень умственной отсталости, но в указанных учреждениях осуществляется комплекс системных взаимосвязанных мероприятий, способствующих максимально возможной адаптации к жизни в обществе в соответствии с индивидуальными возможностями.

По результатам настоящей проверки обращено внимание заместителя главы администрации Тамбовской области на несоответствие п. 1.3 Устава «Сампурского дома-интерната для умственно отсталых детей» требованиям ст. 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 1.7 Административного регламента (утв. постановлением администрации Тамбовской области от 3 апреля 2007 г. №346), а также предложено устранить и другие выявленные при проверке недостатки.