Главная    Новости    Полная новостьСегодня: 23.12.2024, понедельник
 
Календарь новостей
ПНВТСРЧТПТСБВС
       
       
       
       
       
       
  Контакты

Адрес: 392000 г.Тамбов
ул. Советская, д.106 «А», оф. 206

E-mail: upr.tamoznik@mail.ru

Мы в сети ВКонтакте: 

https://vk.com/public211138068

Tел. (4752) 72-65-44

факс (4752) 79-14-77

Детский телефон доверия
8-800-2000-122
 

Сведения о местах нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации (наименование, режим работы)

 
  Новости
23.07.2014
Заключение по результатам проверки

 

   На основании п.п.6 ч.1 ст.11 Закона №609-З « Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области» в соответствии с планом работы, проведена проверка организации работы органов и учреждений системы профилактики г. Рассказово по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.

     На территории Тамбовской области число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается высоким, большинство из них являются социальными сиротами.

    Для решения данной проблемы в качестве стратегического определено направление организации работы по профилактике социального сиротства, значимость которого обусловила необходимость создания комплексной системы реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

   Утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года, Посланием Президента Российской Федерации к Федеральному Собрании самым серьезным образом ставятся задачи по разработке современной и эффективной политики в области детства, в том числе по совершенствованию системы мер, направленных на предотвращение социального сиротства и жестокого обращения с детьми.

   В Тамбовской области реализуется проект «Стратегия единой системы профилактики социального сиротства» и Концепция создания социального кластера «Региональная инновационная система защиты детства в Тамбовской области.

  В соответствии с постановлением администрации области от 23.04.2010г. №470 утверждена комплексная программа «Право ребенка на семью», в рамках данного постановления разработана модель профилактики социального сиротства. Основная цель программы — создание областной многоуровневой системы профилактики социального сиротства, реабилитация семей группы риска, создание условий для сокращения числа лишения родительских прав, выявление семей группы риска, их социального сопровождения и реабилитации.

    В г. Рассказово в целях реализации постановления администрации Тамбовской области от 23.04.2010 №470 «Об утверждении комплексной программы Тамбовской области «Право ребенка на семью на 2010-2013 годы» разработаны нормативно-правовые акты в данной сфере: постановление администрации г. Рассказово от 06.06.2012 №901 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушениях их прав и законных интересов»; постановление администрации г. Рассказово от 27.09.2010 №1454 «Об обеспечении апробирования новых технологий по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми в г. Рассказово»; постановление КДН и ЗП при администрации г. Рассказово от 27.06.2013 №19/4 «О создании рабочей группы по раннему выявлению несовершеннолетних и семей, нуждающихся в государственной защите».

   Однако принятые администрацией г. Рассказово меры организационного характера, к сожалению не привели к снижению социального сиротства. В г. Рассказово возросло количество случаев лишения и ограничения родительских прав в отношении детей.

   В 2011 году 4 родителя были лишены родительских прав в отношении 4 детей, один родитель был ограничен в родительских правах в отношении 2- детей. В 2012 году 11 родителей были лишены родительских прав в отношении 11 детей. В 2013 году 7 родителей были лишены родительских прав в отношении 6 детей, 3 родителя были ограничены в родительских правах в отношении 5 детей. За 5 месяцев 2014 года 5 родителей были лишены родительских прав в отношении 6 детей.

   Проведенная проверка показала, что причинами не эффективной работы по профилактике социального сиротства являются низкий уровень межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, ненадлежащее исполнение методики раннего выявления социального неблагополучия в семье и работы со случаем, высокая степень формализма в работе должностных лиц, задействованных в этом процессе.

   На 01.06.2014 в г. Рассказово в банке данных находящихся в социально опасном положении состоит 45 семей, в которых воспитывается 66 несовершеннолетних, из них 12 семей поставлены на учет в связи с злоупотреблением родителями спиртными напитками, 4 — в связи с отсутствием контроля со стороны родителей за детьми.

   В 2013 году в КДН и ЗП при администрации г. Рассказово было направлено 41 сообщение о возможном нарушении прав детей, из них 20 сообщений поступило из ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ». По результатам рассмотрения данных сообщений в 18 случаях были усмотрены основания для организации работы с семьей в рамках раннего выявления, из них 5 случаев раннего выявления было открыто по факту рассмотрения сообщений, поступивших из ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ».

   Однако, только по данным КДН и ЗП при администрации г. Рассказово в 2013г. на заседании комиссии был рассмотрены 91 протокол об административных правонарушениях в отношении родителей по ст.5.35 КоАП РФ - неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, 140 протоколов об административных правонарушениях - по ст.29.3 Закона Тамбовской области №155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» , предусматривающую ответственность родителей за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.

   И это без учета данных о привлечении родителей другими органами административной юрисдикции за совершение мелкого хулиганства, потребления алкогольной продукции в запрещенных местах, появления в общественных местах в состоянии опьянения.

    Вышеуказанные данные свидетельствуют, что состояние проводимой органами и учреждениями системы профилактики работы по реализации методических рекомендаций раннего выявления социального неблагополучия неадекватно уровню социального неблагополучия в семьях, имеющих несовершеннолетних детей. При этом в целях демонстрации активности в работе КДН и ЗП при администрации г. Рассказово необоснованно открывала случай раннего семейного неблагополучия по сигналам ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ»

   Так например, постановлением КДН и ЗП при администрации г. Рассказово №6/3 от 07.03.2013г. открыт случай раннего семейного неблагополучия семьи Ш. по факту отказа матери от операции на сердце малолетней дочери Ш. Е.А. 11.03.2008г. рождения.

   Этот пример не отражает уровень взаимодействия между органами системы профилактики при выявлении признаков социального сиротства.

   Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и семьи Ш. не соответствует требованиям п.5.2.1 Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов, утвержденного Постановлением администрации Тамбовской области от 27.02.2012 №203 и Приказа Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 №334. В акте отсутствуют сведения о выполнении родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, а также сведения о наличии либо отсутствии угрозы жизни и здоровью детей.

   В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» родители имеют право отказаться от медицинского вмешательства детям, факт ухудшения состояния здоровья ребенка, в связи с отказом Ш.Г.А. от проведения операции, документально не подтвержден.

  Таким образом, наличие самого факта раннего выявления социального сиротства либо жестокого обращения с ребенком в семье Ш. Г.А. не установлено.

   В семье Ш. Г.А. после открытия случая семейного неблагополучия и работы куратора ситуация не изменилась, в нарушение п. 5.6.1 вышеуказанного Порядка куратором Л. не проведена диагностика состояния здоровья ребенка, не дана оценка эффективности процесса реабилитации семьи Ш., однако на заседании Консилиума специалистов по раннему выявлению семейного неблагополучия было рекомендовано закрыть случай пренебрежения нуждами несовершеннолетнего в связи с исправлением положения в данной семье, что свидетельствует о ненадлежащем контроле специалистов Консилиума за работой куратора.

  Другим примером подмены истинного социального неблагополучия является направление сообщений о возможном нарушении прав детей по фактам отказа родителей от проведения прививок детям.

    В соответствии с ч 1. ст.5 Федерального закона от 17.09.1998г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от прививки.

    Кроме того, ряд родителей отказались от проведения прививки, мотивировав свой отказ, желанием провести вакцинацию ребенку в другом медицинском учреждении, что также в соответствии с ч.1 ст.5 вышеназванного закона является их правом.

   При изучении сообщений о выявленных признаках семейного неблагополучия и работы с семьями по профилактике социального сиротства установлены факты «формализма» в работе рабочей группы при КДН и ЗП при администрации г. Рассказово, кураторов Центра по профилактике социального сиротства ТОГБОУ «Рассказовская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования» и специалистов Консилиума по раннему выявлению семейного неблагополучия.

   Так, несмотря на проводимую работу куратора и членов рабочей группы по раннему выявлению семейного неблагополучия при КДН и ЗП при администрации г. Рассказово ухудшилась обстановка в семье П.

   Случай раннего выявления социального сиротства был открыт по сообщению администрации МОУСОШ №3 г. Рассказово по факту неисполнения родителями обязанностей по воспитанию детей, отсутствия надлежащего контроля. Работа куратора с данной семьей не дала положительных результатов. 28.02.2013 семья П. была внесена в банк данных семей находящихся в социально-опасном положении. В отношении отца П. С.А. неоднократно составлялись протоколы об административных правонарушениях по ст.5.35 КоАП РФ за неисполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.

   При изучении планов реабилитации семей по раннему выявлению и профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми в г. Рассказово установлено, что они не в полной мере соответствуют требованиям п.5.5.3 вышеназванного Порядка. В планах реабилитации не включены необходимые мероприятия, реализуемые специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ответственных за исполнение, сроки контроля и данные об изменениях в семье.

   Так, Постановлением администрации г. Рассказово №14 от 05.09.2013 года по сообщению отдела опеки и попечительства о факте возможного нарушения прав и законных интересов детей: Т. Д. Д. 26.08.2004г. рождения и Т. А. Д. 26.08.2004г. открыт случай раннего выявления социального сиротства в семье Т. Основанием для открытия случая по профилактике социального сиротства явился факт злоупотребления матерью Т.О.В. спиртными напитками.

   В нарушение требований п.5.5.3 вышеуказанного Порядка в план реабилитации не включены действия специалистов по оказанию помощи Т. О.В. в лечении и трудоустройству.

  В ходе проведения проверки также было установлено, что опекунами не в полном мере выполняются свои обязанности, надлежащий контроль со стороны отдела опеки и попечительства администрации г. Рассказово за выполнением опекунами своих обязанностей не осуществляется.

   Согласно ч.2 ст. 24 Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

     В ходе изучения дела подопечного Ч. С.С. установлено, что опекун Ч. Д.С. неофициально работает в г. Москве, в связи с чем, не может в полной мере исполнять своих обязанностей по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего Ч.С.С., контроль со стороны органов опеки и попечительства за выполнением Ч. Д.С. обязанностей опекуна отсутствует.

  Принимая во внимание, что выявленные недостатки и упущения в работе органов и учреждений системы профилактики г. Рассказово по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми, влечет нарушение прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Тамбовской области в адрес г. Рассказово направлено заключение об устранении нарушений законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов ребенка.