Для решения разного рода конфликтов Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендовано использование метода медиации.
Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации являются следующие документы: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
В современных условиях каждый педагогический работник должен владеть навыками медиативного подхода. В идеале в каждом образовательном учреждении должно быть пять-шесть школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д., и именно они должны выступать посредниками при урегулировании "школьного конфликта", а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации и предупреждать конфликты.
При разработке метода школьной медиации был взят за основу медиативный подход, построенный на понимании психологических процессов становления личности.
Данные методические рекомендации содержат информацию о различных формах организации школьной службы примирения, этапах её организации, процедуре использования данного метода в практике образовательной организации.
В ходе проведенных проверок сотрудниками аппарата Уполномомоченного по правам ребенка в Тамбовской области в 2014 году установлено, что не во всех образовательных учреждениях области созданы и эффективно осуществляют свою деятельность службы школьной медиации.
Так, в МАОУ СОШ №1 г. Тамбова имеется комиссия по урегулированию конфликтных взаимоотношений между участниками образовательных отношений (приказ директора школы №397/ОД от 20.11.2014 г.), в состав которой вошли работники школы и представитель родительской общественности.
Лишь применение административных методов ( работа «конфликтной комиссии» и перевод учащегося С. в параллельный класс) позволило разрешить конфликтную ситуацию, возникшую между учителем и учащимся 1 «в» класса.
Полагаю, что для регулирования данной конфликтной ситуации между участниками образовательных отношений применение медиативных методов привело бы к более конструктивным решениям. Однакодеятельность службы школьной медиации, актуальность создания которой в образовательном учреждении, правовая основа ее организации, цели и задачи службы, основные этапы и порядок организации ее деятельности регламентированы Письмом Минобрнауки России № ВК-844?7 от 18.11.2013 г. « О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации», приказами управления образования и науки области в МАОУ СОШ №1 г. Тамбова не организована.
Курсы повышения квалификации по указанному направлению педагоги школы не прошли, «Положение о «службе медиации» не разработано, информационно-просветительская работа с учащимися и их родителями не организована, в результате подготовительный этап внедрения «службы медиации» не осуществлен, что является не соблюдением вышеуказанных «Методических рекомендаций», свидетельствует о неисполнении приказов учредителя и значительно затрудняет формирование между участниками образовательных отношений здоровой морально-психологической обстановки.
Таким образом, возникновение и развитие конфликтной ситуации в 1 «в» классе МАОУ СОШ №1 стало возможным в связи с отсутствием в школе «службы школьной медиации» и ненадлежащим контролем администрации школы за организацией психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
По результатам проверки Уполномоченным по правам ребенка директору данного образовательного учреждения направлено заключение об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Администрацией МАОУ СОШ №1 г. Тамбова были приняты необходимые организационные меры для создания службы школьной медиации в данном образовательном учреждении.
В ходе проверки организации в МАОУ СОШ №5 имени Ю.А. Гагарина службы школьной медиации установлено, что на основании приказа Управления образования и науки области №1867 от 28.06.2012г., приказом директора данной образовательной организации №383 от 27.10.2014г. В школе создана служба медиации, в состав которой входит социальный педагог и 4 учащихся из 9-х и 11-х классов.
Вместе с тем, руководитель службы, социальный педагог Лагутина А.А., курсы повышения квалификации по данному направлению деятельности не проходила, что противоречит требованиям Письма Минобрнауки России № ВК-844?7 от 18.11.2013г. «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Аналогичные нарушения были выявлены сотрудками аппарата Уполномоченного по правам ребенка в ходе проверок в МАОУ СОШ №31, МАОУ СОШ №24.
По результатам проверок руководителям вышеуказанных образовательных учреждений были направлены заключения об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей. Образовательными учреждениями приняты меры по устранению выявленных нарушений и исполнению методических рекомендаций по организации служб школьной медиации.