9 сентября 2015 года на очередном заседании областной комиссии по делам несовершеннолетних обсуждался вопрос необходимости применения медиации при осуществлении образовательного процесса в школах области.
Уполномоченный по правам ребенка в Тамбовской области Е.Таможник обозначил свою позицию по данному вопросу.
Обязательство государства защитить детей от насилия законодательно предусмотрено нормами международного права. Статьей 19 Конвенции о правах ребенка установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Каждое государство должно обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37 Конвенции).
Изучая проблему возникновения психотравмирующей ситуации и способов ее разрешения, Детским общественным Советом при Уполномоченном по правам ребенка, на территории области инициировано проведение социологического опроса среди несовершеннолетних на тему: «Насилие в отношении ребенка», в котором приняли участие несовершеннолетние учащиеся общеобразовательных организаций 18территориальных образований области.
Анализом предоставленных материалов опроса установлен 97% показатель уровня осведомленности о фактах существования насилия в отношении детей, с различными проявлениями которого респонденты сталкивались непосредственно.
Испытывали насилие со стороны взрослых лиц 67,1%, со стороны сверстников- 29,9% респондентов.
Дети- участники опроса подвергались насилию: на улице 15%, в школе- 56%,дома -26%.
Согласно ч. 2, 3 ст. 48 Федерального закона РФ № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
К сожалению, далеко не всегда в общении с учениками педагогами соблюдаются этические нормы. Так респонденты указали на такие формы психического насилия, применяемые в школе учителями, как оскорбления, угрозы, шантаж, некорректные сравнения, унижающие насмешки, необоснованная критика.
Психическое насилие законодатель не квалифицирует как самостоятельное деяние. В тоже время, этот вид воздействия на личность оказывает пагубное влияние на здоровье ребенка, вызывая заболевания психосоматического характера, снижая коммуникативный потенциал, нарушая социальную адаптацию, формируя неадекватную самооценку, способствуя возникновению суицидального поведения.
Кроме того, морально опустошенный, психологически «раздавленный» ребенок, вследствие своего виктимного поведения, как правило, становится жертвой преступных посягательств.
Конфликты между участниками образовательных отношений завершаются ужесточением административных санкций в 90% случаев- к ученикам, что является для ребенка мощным психотравмирующим фактором.
Участники опроса не указали ни одного случая применения приемов медиации при разрешении конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Учащиеся также не обучены медиативным техникам, не владеют приемами саморегуляции.
Подтверждение тому- стабильно высокий процентобращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка в текущем году по вопросу разрешения конфликтных ситуаций между частниками образовательных отношений ( учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель) в образовательных организацияхМАОУ СОШ №1, №31, №24, лицей №28, г. Тамбова, детский сад «Непоседы» ( с. Бокино, Тамбовский р-н), Красносвободненская школа-интернат и др.
В ходе рассмотрения данных обращений установлено: администрация образовательных организаций надлежащие меры по конструктивному урегулированию конфликтных ситуаций своевременно не предприняла, что и обусловило нарушение прав несовершеннолетних на обучение в комфортной образовательной среде.
Принимая во внимание, что создание в образовательной организации условий, отвечающих законодательно установленным требованиям, является ее уставной целью, необходимо рекомендовать у администрациям образовательных организаций:
- организовать проведение «психологического всеобуча» для педагогов и родителей, индивидуальных консультаций для родителей и детей, испытывающих трудности в установлении взаимоотношений, в целях обучения конструктивному преодолению конфликтных ситуаций;
- популяризировать принципы «школьной медиации», обеспечив изучение приемов психической саморегуляции и овладение медиативными техниками всеми участниками образовательных отношений (педагогическими работниками, несовершеннолетними обучающимися и их родителями).
Реализация медиативного подхода к разрешению конфликтных ситуаций сделает школьное сообщество более гуманным, а наших детей - самодостаточными и счастливыми.