На основании п.п.6 ч.1 ст.11 Закона №609-З « Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области» в соответствии с планом работы, проведена проверка деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района по координации деятельности территориальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 24.06.1999г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются органами местного самоуправления в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Требования по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних содержатся в Законе Тамбовской области от 28.06.2002 №31-З «О порядке создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тамбовской области», «Положении о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тамбовского района" утвержденном постановлением администрации Тамбовского района 24.02.2014г. №732.
В соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, к основным мероприятиям КДН и ЗП по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся:
-
сбор и анализ информации о состоянии безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
анализ деятельности органов и учреждений системы профилактики и прогнозирование тенденций в развитии ситуации по безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
разработка и утверждение межведомственных программ по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
-
представление в установленном порядке соответствующим субъектам профилактики предложений о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
-
организация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по созданию банка данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении;
-
руководство осуществлением индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики в отношении несовершеннолетних;
-
проведение координационных межведомственных совещаний, семинаров, конференций.
В ходе проведенной проверки установлено, что координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних КДН и ЗП при администрации района надлежащим образом не организована.
Одной из форм координации является сбор и анализ информации о состоянии безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Проведенная проверка показала, что КДН и ЗП при администрации района сбор и анализ информации о состоянии безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не осуществляется.
В соответствии с п. "а" ст.9 вышеуказанного закона области комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа, муниципального района утверждает межведомственные программы и координирует проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
В нарушение вышеуказанных требований закона КДН и ЗП при администрации района данные межведомственные программы не разработаны и не утверждены.
В ходе проведенной проверки установлено, что КДН и ЗП при администрации района также не использует полномочия по представлению в установленном порядке субъектам системы профилактики района предложений о совершенствовании их работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
В целях ведения Единого районного банка данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" КДН и ЗП при администрации района заключено межведомственное соглашение с органами и учреждениями системы профилактики о взаимодействии по выявлению, учету и организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
По состоянию на 01.12.2015г. в районном банке данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" состоит 95 семей, в которых проживают 138 несовершеннолетних.
В соответствии с Положением о Едином областном банке данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении", утвержденным постановлением администрации области от 23.01.2015г. №49 КДН и ЗП при администрации района является координатором по формированию районного банка данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Изучение личных дел несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в районном банке данных показало, что в них отсутствуют межведомственные планы работы, сведения о проводимой работе органами и учреждениями системы профилактики, результаты проведенных мероприятий.
Так, семья Н. была внесена в районный банк данных в 2005 году, т.к. она склонна к употреблению спиртных напитков, в связи с чем не занимается должным образом воспитанием детей.
Из материалов производства по делу об административном правонарушении Н. следует, что она была лишена родительских прав, затем восстановлена в родительских правах, в 2013 и в 2014г.г. привлекалась к уголовной ответственности по ч.1 ст.157 УК РФ - злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание дочери.
Однако, в материалах личного дела семьи Н. данных сведений не имелось, отсутствует межведомственный план проводимой индивидуально-профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики, информация органов и учреждений о его выполнении, сведения и результаты проводимых совместных профилактических мероприятий.
В ходе проведенной проверки установлено, что несовершеннолетние, поставленные на учет в районный банк данных "Система выявления и учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" за совершение административных правонарушений и общественно-опасных деяний были сняты с учета лишь на основании информации ПДН ОМВД России по Тамбовскому району, других документов, подтверждающих основания для исключения их из районного банка данных в материалах КДН и ЗП, не имелось.
Так, несовершеннолетний Т., учащийся МБОУ "Цнинская СОШ №1" был поставлен на учет в районный банк данных 14.04.2015г. в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст.7.27 КоАП РФ.
В материалах личного дела Т. имеется информация о снятии его с учета ПДН ОМВД России по Тамбовскому району по исправлению, однако 24.11.2015г. решением рабочей группы при КДН и ЗП администрации района несовершеннолетний Т. был исключен из районного банка данных в связи с изменением места жительства, что не соответствовало действительности.
Аналогичные недостатки имелись и при формировании других личных дел несовершеннолетних состоящих на учете в районном банке данных, что свидетельствует об отсутствии контроля КДН и ЗП за осуществлением индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики.
Принимая во внимание, что выявленные недостатки и упущения в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района по кооординации деятельности территориальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, влекут нарушение прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в адрес главы администрации района направлено заключение об устранении нарушений законодательства, в сфере защиты прав и законных интересов ребенка.