Главная    Новости    Полная новостьСегодня: 23.11.2024, суббота
 
Календарь новостей
ПНВТСРЧТПТСБВС
       
       
       
       
       
       
  Контакты

Адрес: 392000 г.Тамбов
ул. Советская, д.106 «А», оф. 206

E-mail: upr.tamoznik@mail.ru

Мы в сети ВКонтакте: 

https://vk.com/public211138068

Tел. (4752) 72-65-44

факс (4752) 79-14-77

Детский телефон доверия
8-800-2000-122
 

Сведения о местах нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации (наименование, режим работы)

 
  Новости
19.01.2016
Анализ деятельности органов cистемы профилактики по предупреждению жестокого обращения с ребенком

 

Обязательство государства защитить детей от жестокого обращения и насилия законодательно предусмотрено нормами российского и международного права, которыми установлены требования по осуществлению системы мер, направленных на предотвращение социального сиротства и жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми - это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка, угрожающие его благополучию.

Жестокое обращение с детьми всегда сопряжено с пренебрежением нуждами ребенка, т.е. неисполнением родителем (лицом, его заменяющим) обязанностей по обеспечению основных потребностей несовершеннолетнего.

В целях профилактики жестокого обращения с ребенком и пренебрежения его нуждами в семье, в Тамбовской области реализуется проект «Стратегия единой системы профилактики социального сиротства» и Концепция создания социального кластера «Региональная инновационная система защиты детства в Тамбовской области.

В соответствии с постановлением администрации области от 23.04.2010г. №470 утверждена комплексная Программа «Право ребенка на семью», основная цель которой- создание областной многоуровневой системы профилактики социального сиротства, реабилитация семей группы риска, создание условий для сокращения числа лишения родительских прав, выявление семей группы риска, их социального сопровождения и реабилитации.

Уполномоченным по правам ребенка в Тамбовской области проанализирована деятельность органов региональной системы профилактики в 2015 году по предупреждению совершения преступлений в отношении детей и жестокого обращения с несовершеннолетними.

В результате проведенного анализа выявлен ряд недостатков и упущений в работе по профилактике жестокого обращения, что оказывает негативное влияние на состояние прав и законных интересов несовершеннолетних.

Установлено, что сведения о количестве фактов жестокого обращения с ребенком, зафиксированных различными органами (УМВД по области, управлением образования и науки области, управления здравоохранения области, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городов и районов) неполны и противоречивы.

Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о наличии формализма в оценке признаков физического и психического насилия над детьми и отсутствии единого учета данного показателя.

Показателем социального неблагополучия, возникающего в следствие жестокого обращения с ребенком, является число несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству.

В тоже время, сведения о несовершеннолетних, самовольно покинувших учреждение, ушедших из семьи, находящихся в розыске в 2015 г., предоставленные УМВД по области, управлением образования и науки области, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов и городов существенно разнятся.

Отсутствие надлежащего учета детей, которые заявляют свой протест против жестокого обращения с ними в форме «бегства» из дома, из семьи и образовательного учреждения, препятствует своевременному принятию компетентными органами необходимых мер по профилактике социального сиротства и недопущению жестокого обращения с ребенком.

В 2015 г. на территории области отмечался рост криминогенной активности населения: на 48 % увеличилось количество преступлений, жертвами которых стали дети; наблюдался рост преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних по сравнению с прошлым годом (+23,5%); стабильно высоким, по сравнению с 2014 годом, остается число беременных несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. За каждым из данных фактов — исковерканная судьба ребенка.

Количество суицидов, завершившихся смертью детей увеличилось с 3 ( 2014 г.) до 7 (2015 г. ) случаев. Преобладающий возраст суицидантов - 14-15 лет, в возрасте 12-14 лет - 4 ребенка, самому младшему- едва исполнилось 9 лет ( в 2014г. - 12 лет). Мотивами суицидального поведения явились: семейное неблагополучие и конфликты в семье (50%), конфликты в образовательной организации с педагогами и сверстниками (30%), кризис романтических отношений (15%), причина не установлена - 5%.

Имеющаяся в 2015 году тенденция к увеличению количества уголовных дел, возбужденных по ст.110 УК РФ ( доведение до самоубийства) позволяет сделать вывод о не принятии своевременных профилактических мер по недопущению суицида ребенка в ситуации жестокого обращения с ним в семье. С учетом того, что 82% несовершеннолетних суицидантов обучаются в образовательных организациях, 95% воспитываются в семье и 100% наблюдаются в медицинских организациях по месту жительства профилактические мероприятия с этими детьми в семьях, по месту учебы и в учреждениях медицинской профилактики по месту жительства не были осуществлены.

Увеличение количества завершенных суицидов, наличие групповой формы суицида и значительное снижение возраста детей, совершивших суицидальные действия - очень тревожные тенденции, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетних серьёзных проблем в их социальном и семейном окружении и отсутствии своевременных мер профилактики.

Пренебрежение нуждами ребенка и жестокое обращение с ним в семье оказывают пагубное влияние на формирование личности несовершеннолетнего, подвигая его на употребление наркотических и токсических веществ.

Сравнительным анализом данных, предоставленных УМВД России по области, КДНиЗП за 2014 г. и 2015 г., численность несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ возросла на 10%, к административной ответственности - рост составил 15%. Дети, страдающие наркотической и токсической зависимостями, остро нуждаются в мерах социальной, психологической и медицинской профилактики.

Однако, управление здравоохранения области проинформировало о том, что число несовершеннолетних, обратившихся за врачебной помощью (консультацией) в связи с наличием у них токсической зависимости ничтожно мало: в 2014- 3 человека, 2015- 2 человека. За медицинской помощью (консультацией) в связи с имеющейся наркотической зависимостью несовершеннолетние в 2014-2015 г.г. не обращались.

В тоже время, согласно информации управления образования и науки области: число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью сократилось:12 (2014г.) и 8 (2015г.); численность родителей, лишенных либо ограниченных в родительских правах снизилась:146 (2014г.) и 103 (2015г.); число родителей, восстановленных в родительских правах, значительно уменьшилось: 30 (2014г.) и 16 (2015г.); количество детей, возвращенных в кровные семьи, сократилось: 42 (2014г.) и 33 (2015г.).

Результаты деятельности органов системы профилактики по недопущению жестокого обращения с ребенком и пренебрежения его нуждами в семье, неадекватны сложившимся общественным условиям, что обуславливает возникновение ситуации пренебрежения нуждами ребенка, жестокого обращения с ним и требует принятия экстренных мер.

В целях повышения эффективности деятельности по профилактике жестокого обращения с ребенком, Уполномоченный по правам ребенка полагает необходимым:

- наладить учет и информационное взаимодействие по фактам жестокого обращения, выявленным органами системы профилактики;

- избавиться от формализма в оценке признаков физического и психического насилия над детьми; 

- принять действенные меры социальной и медицинской профилактики в отношении детей, страдающих наркотической и токсической зависимостями;

- осуществлять профилактические мероприятия по выявлению риска суицидального поведения детей и подростков и не допущения совершения ими суицидальных поступков и осуществлять их в семьях, по месту учебы и в учреждениях медицинской профилактики.

О результатах проведения анализа деятельности органов системы профилактики по предотвращению жестокого обращения с ребенком проинформирован заместитель Главы администрации Тамбовской области, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав С.А.Чеботарев.

Вопросы профилактики жестокого обращения с ребенком и недопущения насилия над детьми - на контроле Уполномоченного по правам ребенка Е. Таможника.