Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области проведена проверка соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социальном приюте.
В результате проверки фактов насилия и жестокого обращения с детьми, применения антипедагогических методов со стороны воспитателей, нарушения требования ст. 331, 351.1 ТК РФ, а также ч. 3 ст. 155.2 СК РФ – не выявлено.
Вместе с тем, выявлены отдельные нарушения в соблюдении администраций квалификационных требований при приеме сотрудников на работу. Так, в нарушение требований ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», специалист по социальной работе имеет квалификацию- экономист.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ) социальные приюты для детей, обеспечивают временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.
Основаниями приема, в соответствии с вышеуказанным законом, являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Однако, при проведении проверки установлено, что дети помещаются в учреждение на основании не предусмотренного законодательством «акта об экстренном помещении» органа опеки и попечительства.
В большинстве личных дел воспитанников помещенных по заявлениям родителей на заявлениях, заключенных договорах и согласиях на проведение лечебно-профилактических мероприятий отсутствуют даты подписания. Нет согласия детей в возрасте старше 10 лет на помещение в учреждение.
Кроме того, в соответствии с Семейным кодексом орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке оставшимся без попечения родителей обеспечивает устройство ребенка. Однако, несовершеннолетняя А., относящаяся к категории детей оставшихся без попечения родителей, 30 июня зачислена в учреждение на основании акта отдела образования Мучкапского района об экстренном помещении, в связи с расторжением договора о приёмной семье и на момент проведения проверки (8 августа) ребенок всё ещё находился в учреждении.
Аналогичная ситуация с К., поступившей в учреждение 09.09.2015г. и находящейся там на момент проверки.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" на каждого ребенка, находящегося в Центре составляется Индивидуальная программа, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
В частности индивидуальной программой предусмотрены социально-психологические услуги.
Однако в большинстве карт учета социально-психологической работы отсутствует даже заключение по результатам психологического обследования, что свидетельствует о том, что социально-психологическая работа с детьми организована и ведется не должным образом.
В соответствии с нормой статьи 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, а также исходя из целей и задач предусмотренных примерным положением о приюте для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896, социальный приют оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства и осуществляет их социальную реабилитацию.
В свою очередь социальная реабилитация — это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Она направлена на обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и поведении в соответствии со специальными воспитательно-образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Однако, как показала проверка работа с несовершеннолетними и их семьями в данном направлении ведется не должным образом.
В личных делах несовершеннолетних отсутствует какая-либо информация о работе с родителями, а также отсутствует анализ причин и условий, способствующих помещению ребенка в учреждение, не намечен план выхода из трудной жизненной ситуации, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, что противоречит основным целям и задачам Приюта.
Кроме того, в Уставе учреждения (ред. 2011 года) указанные выше цели и задачи – не отражены.
Проверкой расследования, учета и оформления несчастных случаев с воспитанниками установлено:
В учреждении в 2016 году зарегистрированы, в журнале учёта несчастных случаев 2 травмы, по которым проведены расследования и составлены акты. Вместе с тем, согласно записям в журнале учёта направлений на консультацию и госпитализацию, несовершеннолетний С., 24 апреля 2016 года был направлен на консультацию в травмпункт областной детской больницы с диагнозом –ушиб мягких тканей головы, но в журнале учёта несчастных случаев данные о нём отсутствуют.
В 2015 году также зарегистрировано 2 травмы, которые надлежащим образом не расследованы и не оформлены.
При проверке социально-бытовых условий жизни воспитанников выявлено отдельное нарушение п. 13.5 СанПиН 2.4.3259-15, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 N 8 - на окнах отсутствовали москитные сетки.
Питание детей организовано по утвержденному 14-ти дневному меню, ассортимент продуктов и блюд соответствует гигиеническим требованиям. В учреждении находятся дети разных возрастных категорий и меню составлено с учётом возраста детей.
Однако, анализ выполнения норм питания за июнь и июль текущего года, показал, что в учреждении не выполняется норма по творогу и сыру.
По результатам проверки в адрес директора приюты направлено заключение с требованием устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь.