Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области проведена плановая проверка соблюдения прав и законных интересов воспитанников ТОГБОУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В.Чичерина».
В ходе проверки нарушений требований ст.ст. 331, 351.1 ТК РФ - не выявлено.
Вместе с тем в нарушение Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" в учреждении осуществляет трудовую деятельность воспитатель не имеющий профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика".
Фактов привлечения педагогических работников к дисциплинарной ответственности за применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения также не выявлено.
На момент проверки в Центре находилось 24 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет. В соответствии с Уставом одной из основных целей деятельности учреждения является защита прав и законных интересов детей, а также восстановление нарушенных прав детей и представление их интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.
Однако, учреждением своевременно не принимаются меры по постановке на учет детей в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Так, в ходе проверки личного дела Б, 2002 г.р. установлено, что постановлением администрации г. Котовска за ребенком, оставшимся без попечения родителей закреплено жилое помещение общей площадью 56,9 кв. м. Позднее, в 2009 году, указанная квартира оформлена в общую долевую собственность, в том числе 1/5 доли на Б. (т.е. 11, 38 кв. м. на каждого), что ниже установленной постановлением администрации г. Котовска от 16.05.2005г. № 906 учетной нормы - 14 кв. м. Данное обстоятельство является основанием для признания Б. нуждающимся в жилом помещении и в силу ст. ст. 6, 6.1 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 N 682- "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" включения его в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако на момент проверки (ребенку исполнилось 14 лет) работа по признанию его нуждающимся учреждением не проведена.
Аналогичная ситуация у Р., 2000 г.р. который является собственником ¼ доли квартиры расположенной в г.Тамбове общей площадью 10.5 кв.м., что также ниже установленной Решением Тамбовской городской Думы от 30.03.2005 N 675 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городе Тамбове" нормы. Однако Р. (в ноябре исполняется 16 лет) ещё не включён в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Неудовлетворительной является и работа по принятию мер о взыскании алиментов. 23 ребенка имеют право на получение содержания от своих родителей (во всех личных делах имеются решения судов), однако фактически получают лишь 8 человек.
Администрацией учреждения в службы судебных приставов не направляются сведения о родителях, не выплачивающих алименты, а также не запрашиваются постановления о расчете задолженности.
Проведенный анализ работы по восстановлению и сохранению родственных отношений между детьми, изменению отношения родителей к детям, их воссоединению показал, что в 2015 – 2016гг передан на воспитание в кровную семью лиши 1 ребенок. Тогда как на момент проверки в детском доме остаются проживать 24 ребенка, оставшихся без попечения родителей. Со слов социального педагога, работа по изменению отношения родителей к детям проводится по средствам телефонной связи. Какие-либо документы, подтверждающие работу в данном направлении – отсутствуют.
Так, например в личном деле А. имеется информация о наличии бабушки, 2 тетей и 2 дядей, проживающих в Инжавинском районе. Однако информация о проводимой с родственниками работе по устройству ребенка в семьи родственников – в личном деле отсутствует.
Материально-бытовые условия жизни воспитанников являются удовлетворительными: дети обеспечены всем необходимым и находятся на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем, на момент проверки, не соблюдены требования по безопасности воспитанников, а именно камеры видеонаблюдения находятся в нерабочем состоянии. Учитывая тот факт, что в непосредственной близости от учреждения производится строительство оздоровительного комплекса, отсутствие видеонаблюдения на прилегающей территории, а также в 2-х этажном здании – создает возможную угрозу для проникновения посторонних лиц.
Что касается организации питания детей в учреждении, то стоимость его составляет 150 рублей в день и соответствует нормам СанПиН 2.4.5.2409-08.
Однако согласно анализу накопительной ведомости за июль отмечается недорасход продуктов питания: фрукты 12%, творога 100%, рыбы 27%.
за август месяц отмечается недорасход продуктов питания: овощи и зелень- 16%, фрукты 10%, творога 14%, рыбы 11%, сыра 3%.
По результатам проверки в адрес директора учреждения направлено заключение об устранении выявленных нарушений, а в адрес начальника управления образования и науки области копия данного заключения в целях осуществления контроля.