В апреле текущего года к деятельности по контролю за организацией питания детей школьного и дошкольного возраста Уполномоченным по правам ребёнка были привлечены члены областного общественного Совета Отцов.
«Отцовский мониторинг» удовлетворённости школьным питанием включал в себя посещение родительской общественностью школьных столовых и детских садов, и изучение организации питания обучающихся и воспитанников МДОУ (с отражением в актах). Соответствующие исследования проведены в 32 образовательных организациях (и их филиалах) 19 муниципальных районов области.
В 1 квартале 2019 года средне-областной показатель охвата школьников горячим питанием составил 84,7%, при этом численность обучающихся, охваченных горячим питанием колеблется по районам и школам от 20% до 95%.
По субъективным причинам не получают горячее питание в школе 15,3% обучающихся. Проведёнными проверками установлено, что при организации питания школьников не учитываются потребности детей, имеющих проблемы со здоровьем, в школах отсутствуют варианты диетического питания.
Показатель охвата школьников двухразовым горячим питанием в целом по области составил лишь 16%, в том числе: по школьникам 1-4 классов показатель составил 20,6%, 5-11 классов – 12,2%. Подавляющее большинство обучающиеся средних и старших классов (84%), находясь в школе по 7-8 часов, получают горячую пищу лишь однократно.
В ходе проведения мероприятий родительского контроля установлено, что охват горячим питанием учеников с 5 по 11 классы снижается по мере их взросления. Связано это с тем, что предлагаемые Меню и форматы приёма пищи не соответствуют предпочтениям старшеклассников: необходимо внедрять организацию питания с применением «выбора блюд» (через линии раздачи), рецептура блюд, по мнению родителей, должна стать более разнообразной и современной.
Также детей не устраивает ассортимент буфетной продукции, имеющийся способ расчёта за покупку (только за наличные) и необходимость стоять в очереди большую часть перемены.
Кроме того, в подавляющем большинстве сельских школ области (и их филиалах) дополнительное питание обучающихся через буфет не осуществляется.
К сожалению, у родителей отсутствует возможность ознакомления с примерным школьным Меню по причине отсутствия в свободном доступе данной информации на сайте образовательной организации. Родители фактически не участвуют в систематическом контроле качества оказания услуги «школьное питание» и не влияют на процесс выработки решений по организации питания своих детей.
Безусловно, нуждается в доработке система учёта мнений обучающихся и их родителей по потребительским предпочтениям и качеству услуги «школьное питание»- такова позиция родительской общественности.
Вопрос организации школьного питания, с учётом его особой важности в условиях модернизации системы образования, стал предметом обсуждения на общественных слушаниях 25.04.2019 г. в Общественной палате Тамбовской области.
Здесь члены Общественной палаты, Уполномоченный по правам ребёнка, эксперты, родительская общественность, представители профильных ведомств обсуждали динамику совершенствования процесса организации школьного питания с учётом потребностей детей, имеющих проблемы со здоровьем, необходимость в диетическом питании, перспективы дальнейшего развития льготного питания и поддержки многодетных, нуждающихся семей.
Итогом общественных слушаний явилась разработка конкретных предложений, которые будут в самое ближайшее время вынесены для обсуждения Общественной палаты региона.